Компании IBC Real Estate и Parus Asset Management подготовили прогноз на среднесрочный период по развитию нового строительства торговой недвижимости в России, основываясь на макроэкономических прогнозах Министерства экономического развития и демографических данных Росстата, как отмечено в их совместном пресс-релизе.
"После периода интенсивного роста рынка торговой недвижимости в России между 2002 и 2014 годами, когда среднегодовой объем ввода достигал 1,4 миллиона квадратных метров, в данном сегменте наметилась тенденция к снижению. В промежутке с 2015 по 2019 год этот показатель сократился до 1,2 миллиона квадратных метров в год. Согласно прогнозам компаний IBC Real Estate и Parus Asset Management, в период с 2022 по 2027 годы среднегодовые объемы ввода будут составлять всего 0,4 миллиона квадратных метров. Это на 70% меньше среднего уровня 2015-2019 годов и на 75% ниже показателей 2002-2014 годов."
«Ближайшие несколько лет темпы нового строительства будут низкими. Новые объекты будут появляться на рынке точечно и по мере необходимости, например, при развитии города или района. Высокая стоимость строительства и заемного финансирования, а также эволюционные изменения потребительских предпочтений продолжат сдерживать активность девелоперов», – комментирует руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.
"В период с 2022 по 2027 годы IBC Real Estate прогнозирует низкий уровень девелопмента – в среднем 0,4 млн кв. м ежегодно. Ожидается, что рынок высококачественной торговой недвижимости будет расти благодаря вводу в эксплуатацию крупных торговых объектов и торговых центров районного формата на развивающихся территориях рядом с большими жилыми комплексами. В период с 2002 по 2014 годы средняя площадь новых торговых центров составляла 31,9 тыс. кв. м, тогда как в 2022-2027 годах она прогнозируется на уровне 22,3 тыс. кв. м. Кроме того, в настоящее время у потребителей заметна накопившаяся усталость от онлайн-взаимодействий, и существует потребность в непосредственном общении и развлечениях."
В предстоящие годы большинство торговых центров будут нуждаться в реконцепции или реновации, чтобы оставаться востребованными и привлекательными для новых поколений покупателей. В торговых центрах начнут появляться новые форматы, однако основную долю среди арендаторов все равно займут fashion-ритейлеры. Российские компании продолжат активно экспериментировать с торговыми площадями, создавая новые форматы и решения, вступая в коллаборации, формируя дизайнерские пространства и привлекая инфлюенсеров.